Заседание комитета «Тендер-РУС» состоялось 8 сентября 2014 года, в г. Москва по вопросу электронных аукционов и ФЗ-44. Организатором мероприятия является Российское управленческое сообщество (РУС), информационным партнером выступил еженедельник «Аукционный вестник», компания«Комус» традиционно обеспечила гостей канцелярскими товарами.
На правах модератора открыл заседание директор ООО «Акцепт», Координатор Комитета «Тендер-РУС» Александр Петров. Он обратил внимание присутствующих на цели и задачи комитета, начавшего свою работу в апреле текущего года в качестве открытой площадки по обсуждению вопросов и проблем в области государственных и муниципальных закупок. В связи с тем, что вступивший в силу закон 44-ФЗ, регулирующий процедуру проведения электронных аукционов, имеет массу нареканий со стороны как заказчиков, так и поставщиков товаров и услуг, на комитет «Тендер-РУС» возлагаются большие надежды и не менее большая ответственность.
Уже в начале заседания в репликах гостей зазвучала иронично-скептическая нота: «В сфере госзакупок общие объемы заказов составляют триллионы рублей… Бюджет пилят, но без нас… Когда будут пилить цивилизованно?»
Прозвучавшему скепсису парировал аргументировано спикер заседания Георгий Сухадольский, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок» («НАИЗ»). Он констатировал: сегодня, в ситуации экономии бюджетов, организации и учреждения не имеют средств полноценно обучать сотрудников, производящих операции в ходе электронных аукционов. Зачастую в результате обыкновенного невежества происходят нелепые ошибки, приводящие тех, кто мог бы почивать на лаврах, в список недобросовестных поставщиков. Наряду с этим случаются к ним и необъективные претензии, тогда следует подключать возможности различных структур: экспертных советов по госзакупкам, форумов и конференций, направленных на защиту интересов потерпевших.
При этом Георгий подчеркнул, что существует некоторая сумятица в выборе дальнейшего направления действий в отношении внесения изменений в несовершенный закон: «Сначала были попытки изменить 223-ФЗ, теперь – притормозить изменения». Причины такого «замешательства» всем понятны, но неприятны. В практике уже стало правилом давление на заказчика, при котором честные поставщики уходят в сторону. Идея, сама по себе неплохая — сделать процедуру электронного аукциона прозрачной — доведена до абсурда и бюрократизма. «Борьба с коррупцией водит всех по замкнутому кругу. Тогда как необходимо думать не о борьбе, а о формировании таких подходов к проведению торгов, при которых выигрывали бы лучшие поставщики».
Ярким, эмоциональным и не менее аргументированным было выступление спикера Василия Ермакова, заместителя генерального директора Центра эффективных закупок Тендеры.ру – старейшего и авторитетнейшего форума. Василий поддержал Георгия Сухадольского в необходимости создания условий, при которых участие в электронных аукционах станет интересным добросовестным поставщикам, а также в том, что на сегодняшний день закон не соответствует многим разумным требованиям, не учитывает жизненных реалий, причем и в отношении заказчиков тоже. Например, если заказчик – государственное или муниципальное учреждение, он не может оперативно влиять на поставщика, даже если последний перестал его устраивать. Это делает процесс закупки бессмысленным, ведь по сути своей и определению закупка совершается с целью удовлетворения объективной потребности заказчика.
«Сорок четвертый — яркий пример, как нельзя писать законы, — сказал Василий, — было бы неплохо определить и понятие эффективности, ведь сейчас получается, если ты сэкономил в ходе закупок – это неэффективно потраченные средства», дальше посетовал на то, что нет инициативы, реальных механизмов со стороны бизнес-сообщества, а также на то, что существует большая проблема и с техническими заданиями (ТЗ) на закупки.
На последнее высказывание откликнулся гость заседания Виталий Цыганков, директор «Компании ВиЦыАН». Компания занимается разработкой изделий для ортопедии, реабилитации и ухода за пациентами. На собственном опыте Виталий столкнулся с изложениями таких условий в техзаданиях, которые просто невозможно выполнить. Например, в соответствии с ГОСТами допускается ряд незначительных изменений размера товара, подвергшегося, скажем, резким температурным колебаниям. А техническое задание таких объективных погрешностей не допускает, в результате — непринятый товар и потерянные миллионы. Кстати, прием товара тоже часто сопровождается неквалифицированной оценкой его качества.
Высказываемое в ходе заседания недовольство прозвучало также в отношении сложностей в оформлении документации для участия в аукционах, в трудностях финансового обеспечения и возврата его, в целом – завышенных требованиях, исполняя которые одни проигрывают, а другие – не особо напрягаясь – выигрывают.
Итогом встречи стало логичное заключение, что законы, действие которых рождает отсутствие справедливости, подлежат серьезному пересмотру. И в этой связи работа комитета «Тендер-РУС» должна стать объединяющим звеном в собрании инициатив и донесении их до законодательных органов, создании такого благоприятного поля, на котором процесс электронных закупок станет не банальным «распилом», а оперативным и эффективным механизмом удовлетворения потребностей заказчиков и поставщиков.
Источник: http://www.r-u-s.org/cgi-bin/news/view.cgi?news=743
Дата публикации: 22.09.2014